Вот так мы встретились
И очень многое определила.
Сегодня произносят его имя с замиранием, говорят: «Как сказал РАМХАЛЬ…», - и дальше цитируют и цитируют его бесконечно и уважительно.
…Эту самую трагическую личность в нашей истории.
Самого гонимого - своими же! - мудреца.
Самого сердечного, внутреннего, глубокого, поэтичного каббалиста…
Родился в Падуе, все называли его счастливчиком.
Еще бы, родился в старинной еврейской семье Италии.
Так бы ему жить и жить в уважении и почете, но, что-то там заклинило вверху, и вот, к своим 14-ти годам он уже знаток итальянской поэзии, изящной словесности, латыни, иврита, Талмуда, Мидраша и… сочинений каббалиста АРИ.
АРИ его покорил. Вот интересно, один жил в Цфате, другой - в Падуе, один - в 16 веке, другой - в 18, но они - как одно дыхание, как братья, как Одно сердце.
Начиналось все замечательно - ходит по городу Падуе красавец Моше Хаим Луцатто, аристократ, энциклопедист, одетый по последней итальянской моде, и, представьте себе, бредит каббалой.
Потому что знал, что только там есть ответ на вопрос, от которого он никак не мог избавиться: Для чего родился?!
К 17 годам он написал свою первую книгу.
Ее признали, его любили, ничто не предвещало беды.
Беда пришла, когда он собрал группу студентов Падуанского университета. Начали они учиться вместе, молодые, романтичные, горящие.
Начали серьезно. Записали так: «… установить постоянную учебу, которая не будет прекращаться,… если один из друзей отправится в дорогу, его друзья заменят его в учебе и будет считаться ему, как будто и он находится с ними…»
Вот такое взаимное поручительство у них было.
Чисты помыслы, велика цель, можно им позавидовать…
Но именно так и притянули беду.
О группе прознал раввин иерусалимской общины, раби Моше Хагиз (видите, благодаря этому вошел в историю).
Почитал статьи и письма РАМХАЛя и сразу вынес приговор: секта.
Написал раввинам Венеции: у вас там секта образовалась!
Какие, все-таки, одинаковые методы борьбы используются.
И тогда, и сегодня.
Время разное, а методы те же.
Надо сначала бросить обвинение, но такое, чтобы не отмылись.
Секта!
Важно остановить, заблокировать… разбираться будем потом!
Но если сегодня мы можем ответить, тогда это был приказ на уничтожение.
В доме РАМХАЛя провели обыск.
Подтвердилось, что он занимается каббалой.
Постановили: мы запрещаем тебе заниматься каббалой.
Тебе и всей твоей секте.
Что произошло?!
Чем разозлили «благоверных раввинов» эти молодые люди?!
Изучали каббалу, горели идеей любви к ближнему. Понимали, что это главная заповедь Торы. И вообще, всего мира.
Именно этим и разозлили.
Именно поэтому должны были быть объявлены вне закона.
Читаешь «союз группы РАМХАЛя» и понимаешь, что за сокровище было уничтожено!
«…пускай каждый приходит не по расписанию, а по зову души…», - написано.
Они действительно приходили по зову души.
«Приняли на себя любить друг друга и обращаться друг с другом по-братски, с добрым сердцем, и принимать замечания ближнего с большой любовью, без всякой злости, и тем более, ненависти в намерении исправления ради Творца».
Именно поэтому нужно было их «загасить».
Потому что любовь к ближнему являлась для них главной заповедью.
«А это неверно», - постановили «судьи».
РАМХАЛю запрещают заниматься каббалой.
Заставляют даже подписать документ об этом.
Так он подписывает свой смертный приговор.
Не делать то, для чего родился.
Не дышать.
Не жить.
Подписывает…
... Но не выдерживает.
Переезжает в другой город, женится… и, вопреки обещанию, продолжает преподавать каббалу. Преподавать всем тем, в ком не гаснет желание узнать, для чего родился! А таких уже немало.
РАМХАЛю неважно, еврей этот человек, или нет.
Он преподает всем.
Еще одно прегрешение, которое ему не простится.
Люди приходят…
И остаются…
И слушают его с замиранием сердца.
Загораясь великой наукой, которая рассказывает о том, как научиться Отдавать, Любить… Разве это плохо?!
Раввинат объявляет ему «херем».
На него доносят свои же соплеменники.
3 декабря 1734 года его сочинения публично сжигаются.
Горит в огне его жизнь.
Горит на площади костер, не выхватить рукописи, не спрятать, нет сил.
Он замолкает.
Закрывается.
Уходит в себя.
Вскоре, потеряв все свое состояние, покидает Италию.
Но и в Германии его не оставляют в покое.
Раввинатский суд Франкфурта-на-Майне постанавливает конфисковать оставшиеся у него рукописи и отлучать от общины всякого, кто осмелится ему помочь.
РАМХАЛЬ отправляется в Амстердам.
В 1743 г переселяется в Эрец Исраэль.
16 мая 1746 года он и вся его семья умирают во время эпидемии чумы.
Хоронят его в Тверии, рядом с раби Акивой. Что знаменательно.
Вот такая судьба… великого человека… великого каббалиста… автора духовных бестселлеров: «Путь праведных», «Путь Творца», «138 врат мудрости», и еще, и еще… того, что не успели сжечь…
Сегодня это настольные книги для всех.
Еще бы, Виленский Гаон сказал о нем: «Я бы пешком пошел в Италию, чтобы учиться у него». А Дов Бер, магид из Межерича, добавил: «Он скончался так рано, потому что его поколение было недостойно понять его гениальность и святость.»
Вот так…
А теперь о нашей с ним встрече.
Проходит совсем немного, два с половиной века после этих трагических событий и в 1995 году мы, молодые, светские, приходим к раву Лайтману на первый его урок. И остаемся. Зацепило нас, ничего тут не поделаешь, задело. Раскрыло какие-то центры внутри, о которых мы и не знали. Пробудило «точку в сердце» - так это называется. Было нас тогда человек 10, 15. Я был уже состоявшимся сценаристом и режиссером, Саша Демидов - ведущим артистом театра «Гешер», Бенци - готовился писать диссертацию в институте Вайцмана, Гади был инженером-энергетиком, Геора - прорабом, Гарик – электронщиком, Миша - математиком, Саша - биологом, Дорон – сварщиком и студентом-физиком одновременно, у Гилада был свой институт нетрадиционной медицины…
И вот мы, такие, из 20-го века, задумываемся, каким же должно быть наше товарищество?!
И, как сейчас помню, возвращаюсь я домой и в районе старой автобусной станции на остановке сидит нищий, у него хлеб лежит на бумаге. Он так отщипывает по кусочку и кладет в рот. Сажусь я рядом, он встает и уходит. Бумага остается. Вижу, написано по-русски. Конечно, читаю, что там написано.
Написано: «Союз группы РАМХАЛя». Читаю дальше: «Вот слова союза, который приняли мы на себя…»
Хватаю бумагу, залпом «пролетаю» её.
Пока еду домой, прокручиваю, как в фильме, все последние события и лишний раз убеждаюсь, что случайностей не бывает.
Просто появился «ангел», беззубый, обросший, запущенный, и принес то, что нам и надо было.
Назавтра мы уже сидим вокруг этого великого документа и с поразительной ясностью ощущаем, как же близки нам те молодые «ребята»!
Тот же дух романтики, веры, тепла, сердечности!
К этому мы хотим стремиться, такими сделать наши отношения!
Напоминаю, тогда, двадцать лет назад, нас было человек 10-15, сегодня, около двух миллионов учеников по всему миру…
РАМХАЛЬ был практически один.
Нас много.
Его «сломали».
Нас уже не сломать.
Спасибо ему, великому романтику от каббалы.
Он нам проложил дорогу.
Благодаря ему и конечно же всей великой цепочке каббалистов, которым непросто жилось в нашем мире, благодаря им, раскрылась сегодня Наука каббала, Наука объединения людей.
Наука о том, как подняться над эгоизмом, над раздорами, над разъединением и соединиться в Любви.
Сегодня мы идем в прорыв.
И приглашаем всех быть с нами.
Винокур никогда не читал Рамхаля, к чему эти глупости?
Спасибо, Семен! Чудесная, очень проникновенная история. Прожила ее вместе с Вами!
Мда, времена прошли, а отношение к великим в своем поколении не изменилось.
Очень непонятная история: тамошние
руководители общин были не безграмотные люди, изучение Моше каббалу не могло
быть тайной для община – не сам же он ее
учил, у него был учитель.
Вы, Семен, моралист. В каждой своей истории вы слишком синтиментальны. Разве его "сломали"? Каббалист такого уровня не может быть сломан, он может уравновесить систему, даже ценой жизни, может привести ее к равновесию, это не просто борьба толпы с индивидуалистом, это силовое уравнение, в котором человек сознательно действует и, выводя себя из мира, приносит в мир свет. Объединение - это не объятие товарищей, это объединенное сознание, которое выше всякого дуального разъединения. Гибель Мудреца и торжество простаков - это, как ни странно может показаться, неразрывное единство. Примеров тому уйма. Все нужны: одни - для хора, другие - как солисты. Сознание-то у нас дуальное, ничего не поделаешь. Объединяйте лучше, не пеняйте на других. Лет слишком много прошло. А Рамхаль успел и книжки , и учеников, и пострадать за дело... не ломал его никто, ведь он был каббалистом, значит осознанным Человеком. Знал на что идет!
насколько помню-это было после шабтая цви,страшного урона нанесенного его сектой..тоже каббалистом..по решению суда луцатто обещал не писать 10 лет труды по каббале,и ..написал общую-пути праведных..ценную для нас всех книгу..принял решение равов..прошло время-и продолжил учить и преподавать каббалу..что-то вольный пересказ его жизни у автора вышел
Спасибо, Семен! Чудесная, очень проникновенная история. Прожила ее вместе с Вами!
Мда, времена прошли, а отношение к великим в своем поколении не изменилось.
Очень непонятная история: тамошние
руководители общин были не безграмотные люди, изучение Моше каббалу не могло
быть тайной для община – не сам же он ее
учил, у него был учитель.
Вы, Семен, моралист. В каждой своей истории вы слишком синтиментальны. Разве его "сломали"? Каббалист такого уровня не может быть сломан, он может уравновесить систему, даже ценой жизни, может привести ее к равновесию, это не просто борьба толпы с индивидуалистом, это силовое уравнение, в котором человек сознательно действует и, выводя себя из мира, приносит в мир свет. Объединение - это не объятие товарищей, это объединенное сознание, которое выше всякого дуального разъединения. Гибель Мудреца и торжество простаков - это, как ни странно может показаться, неразрывное единство. Примеров тому уйма. Все нужны: одни - для хора, другие - как солисты. Сознание-то у нас дуальное, ничего не поделаешь. Объединяйте лучше, не пеняйте на других. Лет слишком много прошло. А Рамхаль успел и книжки , и учеников, и пострадать за дело... не ломал его никто, ведь он был каббалистом, значит осознанным Человеком. Знал на что идет!
насколько помню-это было после шабтая цви,страшного урона нанесенного его сектой..тоже каббалистом..по решению суда луцатто обещал не писать 10 лет труды по каббале,и ..написал общую-пути праведных..ценную для нас всех книгу..принял решение равов..прошло время-и продолжил учить и преподавать каббалу..что-то вольный пересказ его жизни у автора вышел