13 вещей, которых вы не знали о каббале
Что ж, предлагаю вам «путеводитель по науке каббала», целиком основанный на первоисточниках. Эти краткие ответы познакомят вас с базовыми фактами и помогут отмести вымыслы, накопившиеся за тысячелетия.
Что такое наука каббала?
Если свести все книги к одной емкой фразе, то каббала – это методика раскрытия Высшей силы, которая управляет нашей жизнью.
Вся наука каббала призвана познать управление высшей воли: на чем она создала все творения, чего желает от них и каким будет конец всех кругооборотов мира. Рамхаль, «138 врат мудрости»
В своих исследованиях каббалисты обнаружили, что реальность, в которой мы живем, управляется системой под названием «Природа» (הטבע) или «Элоким» (אלֺהים). Числовое значение (гематрия) обоих этих понятий – 86. Иначе говоря, нет никакой разницы между терминами «Высшая сила», «Природа» и «Элоким», «Творец». Речь идет о всеобъемлющей силе, включающей в себя все остальные силы природы, которые мы уже открыли или откроем в будущем.
С этой силой и системой ее управления действительностью и позволяет познакомиться каббала. Изучив эту систему, мы научимся изменять свою жизнь к лучшему. Для этого каббала предоставляет нам полный набор инструментов, позволяющих успешно решить текущие проблемы во всех сферах, включая экономику, здравоохранение, образование, семейные отношения, безопасность, экологию и др.
В чем задача каббалы?
Задача каббалы – сформировать в народе Израиля и во всем человечестве верную систему позитивных взаимосвязей между людьми, позволяющую подняться до уровня отношений «любви к ближнему, как к себе». Благодаря чему мы подключимся к управляющей нами системе и вызовем ее ответное положительное воздействие. В этом и кроется наша способность изменять жизнь к лучшему.
Как возникла каббала?
Впервые она раскрылась в Древнем Вавилоне примерно 3800 лет назад, на фоне социального кризиса, приведшего общество к беспрецедентной в те времена взаимной ненависти между людьми. Вавилонский жрец Авраам собрал со всей страны единомышленников и обучил их соединению на принципе любви к ближним.
Возлюби ближнего, как себя – это значит все, чего бы ты желал от других, делай сам братьям своим. Вот закон, установленный Авраамом, и путь милосердия, которым он шел. Рамбам, «Мишне Тора»
Таким образом, каббала является той мудростью, которая сплотила пошедших за Авраамом в единое целое, подобно единой и целостной Природе. С тех пор любовь к ближнему стала высшей ценностью, так как только ею можно уравновесить разобщающую нас силу – человеческий эгоизм.
Со временем группа Авраама стала народом Израиля. Слово Исраэль (ישר-אל – «прямо к Высшему») означает устремление к высшей силе единства, заложенной в Природе.
Для кого предназначена каббала?
Для каждого, кого волнует вопрос о смысле жизни. Она подходит всем, кто испытывает необходимость в духовном развитии, вне зависимости от возраста, пола, религии и национальности.
Существуют ли предварительные условия для изучения каббалы?
Нет. Учиться может каждый, кто этого хочет.
Тора дана, чтобы учиться и обучать, дабы все знали ее, от мала до велика. Во многих книгах каббалисты также предупреждают по поводу изучения этой науки, что каждый человек обязан изучать ее. Рабби Ицхак Бен-Цви Ашкенази, «Чистота святости»
Чего точно нет в каббале
В аутентичной каббале нет мистики, нумерологии, амулетов и чудотворства. Нет магии и колдовства, красных нитей, святой воды, карт Таро, астрологии и т.д.
Каббала использует лишь те названия и термины, которые реальны и отражают действительность. Таков непреложный закон всех каббалистов: что не постигнуто, тому нельзя дать название и определение. Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам), «Суть науки каббала»
Каббала представляет собой эмпирическое научное исследование, при помощи которого человек изучает свою эгоистическую природу. Применяя эту науку, он постепенно обретает свойство отдачи, чем качественно меняет себя и свое мировосприятие.
Чем каббала отличается от прочих наук?
Где заканчивается наука традиционных исследователей, там начинается наука каббала. Рабби Нахман из Бреслава, «Беседы рабби Нахмана»
Каббала – наука о раскрытии Высшей силы, показывающая, как использовать ее себе во благо. В отличие от прочих наук, которые изучают частные силы, действующие в мире, каббала исследует общую, универсальную силу всего мироздания, создавшую его и движущую им, включая его скрытую от нас часть.
Каббала суть методика, объясняющая, как нам изменить себя, чтобы прийти к соответствию Высшей силе – источнику добра и изобилия. Так, постепенно, по мере внутренних перемен, мы приближаемся к совершенному и вечному состоянию.
Кто такой каббалист?
Каббалист – это человек, который посредством занятий каббалой достиг любви к ближнему и обрел свойства Высшей силы. Тем самым он соединился с ней, раскрыв фундаментальные законы природы. Теперь он может помогать другим на том же пути.
Каббала включена во все науки, и все науки включены в нее, а потому всякий настоящий каббалист обладает всеобъемлющими знаниями во всех науках мира. Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам), «Наука каббала и ее суть»
Связана ли каббала с религией?
Со времен Авраама до разрушения Храма народ Израиля соблюдал общую заповедь любви к ближнему, содержащую 613 частных заповедей, которые представляют собой исправления испорченных отношений между людьми. Вместе с тем, в полном соответствии с этими исправлениями, народ производил также физические действия, естественно проистекающие из них.
В результате крушения Храма народ Израиля «упал» со ступени братской любви в беспричинную ненависть, пренебрег исправлением сердца и сосредоточился на одних лишь материальных действиях – на 613 обычаях.
Все заповеди, записанные в Торе или принятые на исправление праотцами, – хотя бóльшая часть их исполняется действием или словами – все они призваны исправить сердце. Рабби Авраам ибн Эзра, «Основа трепета»
Сказано еврейскими мудрецами:
Тора и заповеди даны лишь затем, чтобы очистить (соединить) ими Исраэль.
А Бааль Сулам в статье «Дарование Торы» разъясняет:
…пока не обретет вторую природу, определенную как любовь к ближнему, – иными словами, одну заповедь "любви к ближнему, как к себе", являющуюся конечной целью Торы.
Со времен Ари (16 век) каббалисты объявили, что любой человек может изучать каббалу, улучшая тем самым отношения между людьми. То есть исправлять «злое начало» - 613 «испорченных», эгоистических желаний с помощью «Торы» – специальной методики, которая позволяет выстраивать социальные связи на отдаче и взаимопомощи. Иными словами, позволяет приводить себя в соответствие с Природой и ее законами.
Сегодня каббала доступна каждому человеку, светскому и религиозному, еврею и нееврею.
Постановление свыше о запрете открытого изучения каббалы было действительно только в определенный период времени – до конца 1490 года. С того времени и далее начинается эпоха последнего поколения, отменяется это постановление, и дано разрешение изучать Книгу Зоар. А с 1540 года занятия этой наукой считаются высшим предназначением для всех, взрослых и детей. Рабби Авраам Азулай, «Предисловие к книге «Солнечный свет»
В чем причина сопротивления каббале?
Ари, Бааль Шем Тов и все величайшие каббалисты последних 500 лет считают, что мир исправится посредством изучения каббалы и ее распространения в народе Израиля, через который она откроется всему миру. Противники каббалы, напротив, утверждают, что ее нельзя изучать, пока не придет Машиах.
Долгие годы продолжаются разногласия по этому поводу между хасидами и «митнагдим» (возражающими). Начало им было положено в 18 веке при Бааль Шем Тове. Но, несмотря на эту вспыхивающую время от времени борьбу, мы надеемся, что круги, противящиеся изучению каббалы, увидят свою горькую ошибку и поймут причину раскола народа Израиля, кроющуюся в самой его основе. Ведь
всем известно, как важна возложенная на человека обязанность изучать истинную науку, то есть науку каббала и тайны Торы, как разъясняется в первоисточниках. Удивляюсь я нашим современникам, среди которых скромники уклоняются от изучения истинной науки! Рабби Барух Бен-Авраам из Косова, «Основа работы»
Каббала, принцип «любви к ближнему, как себе» лежит в основе народа Израиля. Он возник и жив до сих пор благодаря этой науке. И вся его суть, все предназначение состоит в том, чтобы передать миру заложенную в каббале силу единства. Как сказал рав Кук:
В народе Израиля царит тайна единства мира. (Света святости)
Предназначение народа Израиля – объединить весь мир в одну семью. (Прошепчи мне тайну Творца)
Почему это актуально сейчас?
Эгоистическая природа побудила человечество создать такие системы жизнеобеспечения и социального взаимодействия, которые базируются на обоюдной эксплуатации и поощряют наживу друг на друге.
Если до сих пор эту систему можно было назвать прогрессивной, то в наши дни она превращается в обузу и препятствие на пути. Несмотря на колоссальный технический прогресс, практически все сферы нашей жизни подверглись кризису, который не желает заканчиваться. Экономику непрестанно лихорадит, кое-где катастрофически. Культура, в ее традиционном понимании, агонизирует на глазах. Образование выхолащивается и вместо комплексной картины мира формирует ее убогую интерпретацию. Институт семьи распадается, экологическая ситуация на планете полностью разбалансирована и висит над нами дамокловым мечом.
Мы подошли к той точке, когда привычный подход не просто не действует – он грозит погубить нас. Природа подталкивает человечество к переменам, к новому взгляду на происходящее. Мы не можем позволить себе и дальше использовать в качестве стимулятора развития один лишь эгоизм.
Чтобы избежать потрясений, нам нужно изучить законы Природы и научиться жить с ней в гармонии – «как один человек с одним сердцем». Это и станет залогом процветания.
Большие беды, происходящие между людьми, проистекают из неведения. Если бы человек обладал знанием о подлинно человеческой ступени, это остановило бы всякий ущерб, причиняемый себе и другим. Ибо, благодаря знанию истины, уходят вражда и ненависть, и прекращается вред, который люди наносят друг другу. Рамбам, «Путеводитель растерянных»
В чем состоит особая роль еврейского народа?
На основе принципа взаимной отдачи Авраам собрал группу каббалистов, которая спустя века стала народом Израиля. На протяжении всей истории любовь к ближнему была ключом к его успехам. Пока мы поддерживали единство между нами, народ был духовно силен и твердо стоял на ногах. Когда же мы потеряли свою основу, разобщение лишило нас места на карте человечества.
Во всех своих трудах каббалисты указывают на прямую связь между реализацией нашей духовной роли и судьбой народа, а также человечества в целом. Позитивные и негативные явления, с которыми оно сталкивается, зависят от нас. Бедствия приходят в мир только из-за народа Израиля. Талмуд
Все человечество объединено в единую сеть. И народу Израиля отведена роль быть "светочем для народов" – подать пример доброго объединения, умения преодолевать все разногласия и противоречия. Единство между нами уравновесит эгоистические, центростремительные силы и оздоровит общечеловеческую систему в целом. Добрый пример привлечет других на тот же путь и сделает нас источником всеобщего объединения, основанного уже не на корысти, как раньше.
Каббала утверждает: народ Израиля в долгу перед миром, в ответе за него. «Любовь к ближнему» мы должны взять на вооружение как средство подъема над бедами, вызванными человеческим естеством. И это единственное, что способно привести наши отношения к равновесию и поднять все человечество на вершину совершенства и счастья.
Когда человечество достигнет своей цели посредством любви к ближнему, все люди мира сплотятся в единое целое, в единое сердце. И лишь тогда во всей своей высоте раскроется счастье, ожидающее человечество. Бааль Сулам, «Свобода воли»
В чем состоит свобода воли?
Каббалисты непрестанно выявляли возможности человека действовать самостоятельно, по собственному свободному выбору. Рав Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) посвятил этому обширную статью, которая так и называется «Свобода воли». Ее основная мысль сводится к следующему: единственный настоящий выбор человека – это выбор окружения.
Человек свободен в желании изначально выбрать доброе окружение – такие книги и таких наставников, которые вызовут у него хорошие побуждения. А если не сделает этого, то будет готов войти в любую случайную среду, и, безусловно, попадет в дурное окружение.
Что же представляет собой «хорошее окружение»? Оно как мать, заботящаяся о детях и показывающая им примеры беззаветной любви. Доброе окружение окутывает человека любовью и показывает, как он должен действовать, чтобы быть неотъемлемой частью общей гармонии. Но только не по-детски, не впадая в идеализм и иллюзии, а зрело и осмысленно. Тогда человек с легкостью оставляет в стороне свой мелочный эгоизм, заменяя его на отдачу и любовь.
Как найти такое окружение? Существует ли оно, вообще, или нам нужно создать его? Бааль Сулам пишет:
Творец возлагает руку человека на добрую судьбу, давая ему удовольствие и усладу в жизни, полной страданий и мучений и лишенной всяческого содержания. И выбор человека лишь в том, чтобы укрепляться в окружении.
Таким образом, свободный выбор - это не один краткий рывок, не единовременное решение, а обязательство, реализовывать которое надо постоянно.
Кто прилагает в своей жизни усилия, каждый раз выбирая лучшее окружение, тот достоин похвалы и награды. Не за хорошие дела и мысли, неизбежные и не обусловленные выбором с его стороны, а за то, что старался обрести хорошее окружение, ведущее его к подобным мыслям и делам.
Наука каббала – главное достояние еврейского народа, которое он пронес через тысячелетия. Она - не просто наш шанс, она - закономерный итог пройденного пути и залог нашего доброго будущего. Народ Израиля способен на большее и заслуживает лучшего. Вернее заслужит, если позаботится о добром окружении для себя и других.
Источник: ynet от 12.09.16