Наука нового поколения
И в рамках существующих общественных парадигм – нравственных, потребительских, политико-экономических, религиозно-этических и чисто научных – этот кризис непреодолим. И если этот кризис непреодолим в рамках существующих общественных парадигм, то нужно думать, как выйти за эти рамки.
Помните утверждение А. Эйнштейна о том, что невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла? Исследователю нужно «встать» на более высокую ступень, чтобы иметь возможность максимально полно оценить и исследовать какую-либо материальную форму существования нашей реальности.
Все сущее в нашем мире условно делится на неживую, растительную, животную и человеческую части. С нашего уровня наиболее полно мы можем исследовать самую «удаленную» от нас, неживую часть природы, менее полноценно – растительную, еще менее – животную, и уж совсем крохи остаются на нашу человеческую природу. Почему так происходит?
Потому что в нас самих есть все уровни Природы, и мы, по сути, всегда исследуем часть самих себя. Чем «ближе» к уровню «человек» исследуемый материал (от чисто физических явлений или растительных и животных, до психики человека), тем менее точно мы можем постичь исследуемое.
Поэтому для разрешения кризисной ситуации нам нужно использовать иную научную парадигму, этакую «сверх-науку». Она должна описывать весь наш мир с более высокой ступени.
Некоторые ученые (квантовые физики, эволюционные биологи, психологи) начинают догадываться о возможности работы на наиболее высоких уровнях реальности, которые обладают единым универсальным сознанием. Это происходит на основе изменений эгоистических связей людей между собой и с природой на альтруистические.
Если вспомнить, что новое – это хорошо забытое старое, то такая концепция есть. Она тщательно разработана теоретически и апробирована экспериментально в соответствии с самыми строгими научными критериями.
Эта концепция есть не что иное, как «наука каббала» – возможно, самая древняя, и вместе с тем, логически последовательная, интегральная и универсальная наука, в том числе, о сознании.
Зачастую она почитается за «религиозно-мистическое, эзотерическое течение в иудаизме, претендующее на осмысление роли и целей Творца, природы человека, смысла его существования». То, что каббала претендует на осмысление роли и целей Природы и Человека – это правда, а вот мистического, эзотерического и религиозного в ней нет (отношения каббалы и религии – тема отдельной статьи).
Каббала, выходящая на авансцену как современная наука, исходит из учения великого ученого-каббалиста XVI века Ари (1534-1572), из его «Лурианской каббалы». Она стала основой новой методологии, которая усилиями поколений каббалистов: Бааль Шем Това, Авраама Кука (1865-1935), Йегуды Ашлага (Бааль Сулама) (1886-1954), Рабаша (1907-1991) и их продолжателя Михаэля Лайтмана, была очищена от мистификации и адаптирована к научному восприятию современным человеком.
Согласно каббале, Творец – это единая управляющая сила, которая проявляет себя в нашем мире как Природа. В статье «Суть науки каббала» Бааль Сулам дал следующее определение этой науки:
Мудрость эта представляет собой не более и не менее, как порядок нисхождения корней, обусловленный связью причины и следствия, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, которые связаны между собой и направлены на одну возвышенную, но очень скрытую цель, называемую раскрытие Творца его творениям в этом мире.
Очищенная от мистификации и адаптированная к современным условиям, каббала содержит полное и точное описание всей иерархической системы уровней реальности, включая наш физический мир, как предельный случай более высоких миров.
Все миры (высший, духовный и наш, материальный) рассматриваются в каббале как части единого организма, единой Природы, единого мироздания. Где высший мир действует как опытный программист, составляющий алгоритм комплексной программы, реализуемой в явлениях нашего мира под действием т.н. природных законов.
Эти законы, сформированные первоначально в информационном виде, проявляются в нашем мире согласно причинно-следственным связям, о которых пишет Бааль Сулам, и воспринимаются индивидуальным сознанием человека в материальной форме на 4-х уровнях природы: неживом, растительном, животном и человеческом. Тут они, как написано выше, могут быть частично постигнуты человеком-экспериментатором, который, как и все остальное, также является продуктом материализации описанного выше «внешнего программного обеспечения».
Важно отметить, что пять органов чувств, посредством которых человек постигает реальность, строго говоря, таковыми не являются. В действительности вместо пяти органов ощущений мы имеем пять перегородок. Сетчатка глаза, барабанная перепонка, обонятельный нерв, вкусовые рецепторы, кожный покров – это непроницаемые перегородки, которые полностью отделяют внутренний мир человека от чего-то внешнего.
От этих пяти «сенсоров» информация поступает в мозг человека в виде «электрохимических сигналов». Но эти информационные потоки никоим образом объективно не отражают «картины» внешнего мира, нас окружающего, потому что, строго говоря, мы не можем определенно утверждать, что именно стучит в барабанную перепонку. Мы этого просто не знаем!
Наше сознание производит анализ слуховых образов, выбирая из предыдущего «жизненного опыта» нужную аналогию - стук в дверь или плач ребенка, например. Такова ситуация и с другими нашими «органами чувств», будь то сетчатка глаза, обонятельный нерв, вкусовые рецепторы, или клетки кожного покрова…
Каббала придерживается именно такого строгого подхода. У нас нет развитых органов чувств, способных постичь внешнюю реальность. Но мы точно знаем, что она существует! Каббалисты, постигшие эту реальность, называют ее высшим миром. Именно оттуда поступающие к нам сигналы, наше сознание интерпретирует как меняющиеся материальные образы «нашей реальности».
В действительности не человек постигает тайны Природы, но Природа раскрывает их нам, как хороший учитель, «в нужное время и в нужном месте». Мудрая Природа в нашем мире раскрывает людям только такие тайны, которые они на данном уровне развития способны постичь. Так работает т.н. «закон подобия» или «закон резонанса».
И мы пока не можем ощущать высший духовный мир, потому что по нашим свойствам не подобны тому, что там происходит (так же и кошка не может постичь красоту произведений Бетховена). Но каббала – это методика, позволяющая развить у каждого человека способность ощутить высший духовный мир.
За картинами нашего мира человек начнет также видеть духовную реальность, чувственно познавать как сами явления нашего мира, так и их взаимосвязь друг с другом через их духовные корни. С этого нового уровня человек уже может объективно исследовать наш мир!
При этом каббала отвечает самым жестким критериям подлинной науки: эмпиричность, последовательность и безупречность логических построений, наличие развитого и адекватного понятийно-математического аппарата и языка, воспроизводимость результатов экспериментов независимыми исследователями при условии выполнения ими всех методологических требований.
Каббала – это тщательно выверенная на практическом тысячелетнем опыте научная методология построения следующего уровня сознательной и целенаправленной эволюции человека. Уровня, характеризуемого полной гармонией человеческого общества и Природы.
Каббалистическое познание реальности происходит, в итоге, не с уровня эгоистического восприятия мира индивидуумом, а с более высокого альтруистического уровня человечества, как единого живого организма, обладающего синергийными чувствами и разумом.
Она, в итоге, разрешает перечисленные выше кризисы, как в науке, так и в обществе, а также позволяет человеку, работая как бы из другого измерения, гармонизировать всю систему мироздания.
Э. Элиав, Ph.D., профессор-исследователь по квантовой химии
В. Плинер, Ph.D., химик-технолог